На главную

Неопределенности рынка присадок к бензинам

В России с июля 2016 года запретили использовать монометиланилин (ММА) в бензинах класса Евро-5. Введение этого соединения повышает октановое число бензина. Главная причина запрета - токсичность присадки и увеличение выброса оксидов азота в отработавших газах.

Запрет коснулся только применения N-метиланилина, но не других класс соединений из ароматических аминов: анилина, изомеров толуидина и ксилидина, анизидина и его производные. Эти компоненты стали заменителями ММА, которые обходится дешевле, чем потребление объемного компонента - МТБЭ.
По ссылке доступен список аминов-аналогов ММА.
По сравнению с ММА эти соединения имеют ряд недостатков: низкая антидетонационная стойкость, высокая температура кипения и кристаллизации. Эти факторы могут снизить низкотемпературные свойства и полноту сгорания бензиновых фракций, повысить нагарообразования в цилиндре и увеличить количество неотработанных газов. Приведенные в таблице ароматические амины имеют одинаковую долю азота в молекулах и оказывают равное влияние на концентрацию оксида азота NOx в отработавших газах.
Также эти соединения склонны к окислению, что особенно свойственно для анилина, толуидина и ксилидина. Склонность к окислению повышает рост смолообразования в бензине, что вызывает потемнение топлива и утерю товарного вида.
Если смотреть на экономическую эффективность, то приведенные ароматические амины стоят дороже ММА, а их эффективность ниже. Ароматические амины-заменители N-метиланилина, поставляются в Россию из-за рубежа.

Как итог: Запрет на N-метиланилин привел к его замене на менее экономически эффективные соединения аминов, которые, мало изучены и, зачастую, более опасны.
Для отмены запрета применения N-метиланилина в бензинах класса ЕВРО-5 предлагают установить концентрацию не более 1%.
Введение нормы простимулирует производителей снизить концентрацию высокотоксичного бензола и заменить его на менее опасный N-метиланилин, у которого андидетонационная стойкость в 3 раза выше.

Металлоорганика
С запретом ММА топливный рынок заполнился добавками с высокой эффективностью, характерной для металлорганических соединений.
Основу многих регентов составляют производные лития, которые тоже имеют существенные недостатки.
Первый недостаток - плохая растворимость карбоксилатов лития в углеводородах бензина, вследствие этого стоит вводить сорастворители, например, ацетон. Так же у литийсодержащих бензинов есть склонность к образованию отложений на впускных каналах и нагара в камере сгорания.
По регламенту ТС 013/2011 на моторные топлива запрещено применять металлы: марганец, свинец и железо.
Хоть литийсодержащие присадки не содержат эти металлы, они малоэффективны по сравнению с железосодержащими присадками. Таким образом, наиболее вероятным выглядит введение запрета на применение всех металлосодержащих антидетонаторов, тем более, что даже в России уже имеется такой опыт.

Как итог: Стандарт ГОСТ Р 8.783-2012 устанавливает метод определения примесей свинца, железа и марганца в бензинах.
Таким образом, металлорганика запрещена, а стандарты направлены на выявление только свинца, железа и марганца.

Как и в случае ароматических аминов, при введении запрета на металлорганику необходимо разработать методы определения содержания металлосодержащих соединений в топливе (помимо марганца, свинца, железа).

Оксигенаты
Для улучшения топлива и его экологических характеристик, то лучшее решение это применения высокооктановых компонентов — оксигенатов. Например, за счет дифференцирования ставок акцизов на бензины, содержащие оксигенаты.
Среди различных видов оксигенатов наибольшие объемы применения в мире имеют: метил-трет-амиловый эфир (МТАЭ), метанол, метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) и биоэтанол. Суммарный объем их потребления превышает 80 млн т/г — это значительная часть топливного рынка. Оксигенаты имеют недостатки – высокая стоимость доставки, ограниченное количество ввода и потеря эффективности со временем. Оксигенаты в ближайшее время не смогут полностью вытеснить ароматические амины и металлосодержащие присадки.


В России объемы производства бензина в среднем на 10% выше потребностей внутреннего рынка, однако эти цифры не учитывают локальных проблем с поставками в отдельные регионы, например на Дальний Восток.
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) снабжается бензином всего с двух НПЗ, принадлежащих «Роснефти» и ННК.
Плановый ремонт или перенаправление выпущенных объемов бензина на экспорт вызывает коллапс в ДФО. А перевозка бензина из Сибири существенно повышает его стоимость из-за ложащейся логистики и тарифов РЖД. Минэнерго и ФАС подготовили проект о субсидировании РЖД при поставках нефтепродуктов в ДФО на 2022–2023 год. Аналогичные меры рассматриваются для сибирских регионов.


Октаноповышающие присадки, производства Компании Топливный Регион.
Difron АДП-А - недорогая присадка для повышения ОЧ.
Difron АДП-Е - предназначена для низко- октановых бензинов, прямогона и БГС.
Difron R300 - Не меняет ЕВРО класс топлива при производстве 95 из 92АИ. Хорошая синегрия с другими присадками.
Difron R900 - Инновационная рецептура, применяемая в Европе. Подходит только для 92АИ.
Подробнее на сайте октаноповышающих присадок