На главную

Моторный и исследовательский методы определения ОЧ

Октановое число – показатель детонационной устойчивости бензина. Детонационная стойкость – это характеристика сопротивления бензина к самовоспламеняемости при сжатии в камере сгорания.
Чем выше стойкость, тем лучше и выше качество бензина. При сжатии повышается давление и температура рабочей смеси бензина в камере и если углеводороды не обладают стойкостью, начинается взрывной распад перекисных соединений, т.е. самовоспламенение топлива, тепловой взрыв и детонацию. Детонация перегревает двигатель и повышает его износ, увеличивается расход топлива и дымность выхлопа, падает мощность.

Определение октанового числа в лабораторных условиях
В лабораториях октановое число определяют на одноцилиндровых моторных установках УИТ-85 или УИТ-65, имитирующих процесс горения бензина в автомобиле. Работа двигателя с детонацией сопровождается появлением металлического стука, а также резким повышением давления в конце сгорания. Стоят такие установки порядочных денег, поэтому куда проще и дешевле провести исследования в лаборатории. Одноцилиндровая установка УИТ-85 является более современной и быстрой установкой, по сравнению со своей предшественницей УИТ-65, которая всё реже встречается, но иногда попадается нам в лабораториях СНГ.


Моторный метод по большому счету характеризует стойкость бензина при эксплуатации автомобиля на повышенных нагрузках, а исследовательский метод при работе в условиях городской езды. Большую детонационную стойкость имеют ароматические углеводороды, а низкую - парафиновые углеводороды. Изопарафины и олефины имеют большую антидетонационную стойкость чем нормальные парафины. Нафтены находятся где-то по серединке между парафиновыми и ароматическим углеводородам. Наибольшая между октановыми числами по исследовательскому и моторному методам у олефиновых углеводородов.
Самой низкой детонацией обладает прямая перегонка (прямогонный бензин), которая состоит в основном из нормальных парафинов. Октановые числа «по моторке» у прямогонных бензинов, которые выкипают до 180 °С, обычно составляют 45—53 ед. Бензиновые фракции с температурой начала кипения 85 °С имеют более высокий октан «по моторке» 65—70 ед. (тут понятно, меньше средний фракций и парафинов, выше октановое число).
Исключение составляют прямогоны из нефти нафтенового основания (сахалинские, азербайджанские и др.), их октановые числа достигают 71—73 ед.

Немного о точности измерения и других способах определения октанового числа.

Существуют приборы для экспресс анализа топлива – Октанометр. Это громкое название не имеет ничего общего в реальности с измерением октанового числа. Принцип работы Октанметра основан на измерении диэлектрической проницаемости топлива и сравнение показателя с предварительно построенной калибровочной зависимости. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОКТИС, Digatron, ПЭ-7300 М, ОКТАН-ИМ, SHATOX SX-100M и др. - не подходят для определения октанового числа бензина.


Повышение октанового числа

  1. КАТАЛИТИЧЕСКИЙ РЕФОРМИНГ. Для повышения октана у прямогонных бензинов их подвергают каталитическому риформингу. Октановые числа бензинов каталитического риформинга зависят от жесткости режима процесса. При жестком режиме они достигают ОЧИ 95-99 и ОЧМ 86-90 единиц. При мягком режиме ОЧИ 83—85 и ОЧМ 74—79. Использование каталитического крекинга и риформинга - дорогое удовольствие и требует больших инвестиций в оборудование, которое, в добавок, из-за санкций трудно доставить в Россию.
  2. ВЫСОКООКТАНОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ. Второй способ поднять октановое число высокооктановыми объемными компонентами: изооктан, тоулол, ортоксилол, ФАУ, МТБЭ, ЭТБЭ и др. и др., имеющие высокое собственное октановое число. Такие компоненты добавляют вплоть до 40%. С учетом стоимости, процента ввода и логистики этих высокооктановых компонентов, экономика не всегда складывается. Такой бензин может стоить значительно больше, чем с соседнего завода.
  3. АНТИДЕТОНАЦИОННЫЕ ПРИСАДКИ. Третий способ наиболее простой и целесообразный - добавление антидетонаторов, т.е. присадок. Действие антидетонационной присадки основано на замедлении процесса образования гидроперекисей и перекисей и их расщепления. В качестве антидетонаторов раньше использовали ММА (монометиланилин), ТЭС (тетраэтилсвинец), ММТ (марганец), железо (ферроцен) и др.



Октаноповышающие присадки, производства Компании Топливный Регион.
Difron АДП-А - недорогая присадка для повышения ОЧ.
Difron АДП-Е - предназначена для низко- октановых бензинов, прямогона и БГС.
Difron R300 - Не меняет ЕВРО класс топлива при производстве 95 из 92АИ. Хорошая синегрия с другими присадками.
Difron R900 - Инновационная рецептура, применяемая в Европе. Подходит только для 92АИ.

Подробнее на сайте октаноповышающих присадок